Что такое мелкая моторика и на что она влияет?

387 0
141 читателей оценили эту публикацию

На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто встречаем термин «мелкая моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие родители отдают себе отчет, насколько важна для их малыша эта мелкая моторика.

Мелкая моторика

Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше… Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении. Мне часто приходится работать с детьми, у которых мелкая моторика развита недостаточно. Поэтому в рамках данной статьи хочется поведать заботливым родителям о том, что такое моторика и в чем ее большое значение. 

Начать, пожалуй, стоит с определения: мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре головного мозга, около трети всей площади её двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.   

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и этот малыш не исключение. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано. 

Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Но это совсем не значит, что нужно срочно бежать в магазин и покупать дорогие игры для развития моторики.

Развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок. Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы, игры с крупами, макаронами, тестом и пластилином после двух. К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Такие игры дарят малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.   

Я надеюсь, что данный материал позволил вам, уважаемые родители, оценить важность предмета статьи, и занятия мелкой моторикой послужат хорошим подспорьем в гармоничном развитии ваших детей. От всего сердца хочу пожелать вам и вашим малышам всего самого хорошего и доброго!  

 

 

Виктория Поленова, педагог по раннему развитию центра раннего развития «Пчелка»   Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 1 (19) январь 2011

Другие статьи по теме
  • А как же я? (развод)
    Развод родителей - травма для ребенка, как не допустить, сказка поможет малышу.
  • Мы учимся читать!
    Малышу уже три года, пора учить его читать. Как выбрать методику обучения чтению? Не волнуйтесь, мы вам поможем!
  • спортивная подготовка ребенка
    Подготовка к профессиональным спортивным занятиям с малышами
    Как только малыш появляется на свет, мамы и папы всего мира начинают торопить события, представляя, как отдадут его на художественную гимнастику, балет, айкидо или фигурное катание. Но даже для ребенка 2-3-х лет выбор мест, куда бы его приняли, невелик. Наиболее подходящим (и рекомендуемым) возрастом для начала серьезных тренировок считается возраст 4-6-и лет.
  • Младшая мама
    Младшая мама
    Кажется, еще недавно он был «сладким карапузом» в кружавчиках. Потом – первый зуб и первый шаг, первое слово. И вот единственный и ненаглядный ребенок взрослеет с каждым днем, а маме так хочется удержать эти чудесные мгновения. В голове потихоньку начинает «зреть» мысль о втором малыше.
  • Дефекты дикции
    «Моему малышу три года. Вроде бы он развивается вполне нормально, однако говорит почему-то не очень хорошо, в основном первыми слогами слов. Причем может построить, таким образом, достаточно длинные предложения. Мне кажется, что с возрастом это пройдет, но все-таки хотелось бы узнать, что можно сделать, чтобы помочь малышу как можно раньше научиться говорить правильно. Может быть, вы что-то посоветуете». Карина
  • Вождь Краснокожих
    Если ваш малыш весь день вертится как юла, не давая никому покоя, не следует думать, что все дело в темпераменте.
  • Жевать или не жевать?
    Жевательные резинки появились в нашей жизни лет 15-20 назад. Тогда они были скорее лакомством и развлечением, чем средством гигиены. Но сегодня с экранов телевизоров только и слышно: «Жуйте… и сохраните зубы здоровыми надолго!». А в магазинах глаза просто разбегаются: выбор жвачек огромен.
  • Маленькие Почемучки
    Помните мультфильм о Почемучке? Главный герой - маленький мальчик, который очень любил задавать вопросы, а его мама очень часто не могла найти ответы на все. Слишком их было много. Вспомнили?
  • Определяем темперамент ребенка
    Все детишки разные. Кто-то может долго сидеть в песочнице и строить дом или подземный гараж, особо не отвлекаясь. Кто-то не может сидеть на месте и постоянно находится в движении: или руку пытается засунуть в розетку, или тянет скатерть со стола. А кто-то вечно плачет и обижается. От чего же это может зависеть? Можно, конечно, подумать, что дело в воспитании. Но бывает, что в одной семье растут два ребенка, и они совершенно разные. Значит, дело в другом. А дело, дорогие мамочки, в темпераменте. Что такое темперамент? Темперамент – это особенности нашей личности, врожденные свойства нервной системы.
  • Учимся благодарности
    В раннем возрасте дети испытывают физическую и психологическую потребность в нашей заботе. Подрастая, малыши начинают воспринимать это как должное. А потом приходит время, когда в награду за наши труды и ласки мы слышим первые слова – «спасибо» и «пожалуйста». Умение быть благодарным – одно из самых важных и нужных в жизни. С одной стороны, это показатель интеллигентности человека, с другой – степень проявления нравственности и искренности чувств.
  • Выбираем зверя
    Если ваш малыш еще не приходил к вам с просьбой завести собаку, то не расслабляйтесь. Все еще впереди! Лично я столько всякой живности в дом перетаскала, что даже вспомнить жутко. И всю эту живность мы с мамой пристраивала в добрые руки. Во дворе я слыла эдакой «матерью Терезой», которой можно отдать найденного щенка или котенка.
  • Левша
    Меня всегда удивляла моя сестра. Она всегда все делает правой рукой: пишет, держит ложку, дает мне подзатыльники. А вот ножницы предпочитает держать левой рукой. В детстве меня всегда интересовало, удобно ли ей. Выяснилось, что да. Именно тогда я и задалась вопросом, о том, почему же некоторые люди отдают предпочтение правой руке, а другие наоборот левой. И теперь я хочу поделиться с вами результатами своего расследования.
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.
Реклама
Детский сад Assorti – Baby в Алматы
Алматы
Детский сад “Assorti – Baby” объявляет набор в группы для детей от 2 до 6 лет.
Подробнее
Интернет-магазин «Elephantino»
Алматы
«Интернет-магазин «Elephantino» (Элефантино) представляет качественную и недорогую одежду от 0 и до 12 лет торговых марок Cherubino (Россия), Elephantino (Россия), Wonder Kids (Турция)»
Подробнее
http://www.elephantino.kz
Мир матери и ребенка
Алматы
Все для будущих и молодых мам и новорожденных детей.
Подробнее
Интернет-магазин Слонёнок.kz
Интернет-магазин Слонёнок.kz предлагает широкий ассортимент детской одежды, игрушек, товаров для детей. Доставка по всему Казахстану.http://slonenok.kz/
Подробнее
http://slonenok.kz/
Танцевальная студия MIX.
Алматы
Образовалась 2006 году,за эти годы студия выиграла многие конкурсы,участвовала в телевизионных программах. Ставила свои театральные сказки и выступала в благотворительных концертах на всех площадках города Алматы.
Подробнее
Бейбик - роды в Майами!
Алматы
Основной принцип нашей работы — индивидуальный подход к каждому.  
Подробнее
http://baby-miami.kz
Детский центр гармоничного развития «Ступеньки»
Алматы
Раннее развитие с 1 года, подготовка к школе, изостудия, танцы, английский язык.
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 40 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление